«Остров Эллис»
В 1892–1927 годы на острове Эллис, расположенном в устье реки Гудзон в бухте Нью-Йорка, побывало около шестнадцати миллионов мигрантов. По сюжету экспериментального докуфикшена Мередит Монк и Боба Розена призраки приезжих, сыгранные профессиональными актерами, по-прежнему населяют заброшенные больницы, учебные аудитории и комнаты ожидания, вновь и вновь воспроизводя унизительные процедуры медосмотра, фотографирования и классификации. Актеры практически не разговаривают. Их языком становятся танец и жесты, а сама черно-белая съемка подражает немому слэпстику. При этом Монк и Розен не эстетизируют процедуры, а критикуют их, создавая доведенные до абсурда сценки, где имя одного из скандинавских мигрантов из-за укорачивания искажается до неузнаваемости, а учительница в костюме Бастера Китона комично преподает мигрантам азы английского. Переключаясь между черно-белыми портретами мигрантов и изображенными в цвете толпами любопытных туристов, которые бродят по Эллису в настоящее время, Монк и Розен создают своего рода палимпсест о заброшенном, но неутихающем месте. Фильм сопровождает музыка, написанная Монк для ансамбля вокалистов и двух фортепиано; среди исполнителей — сама композиторка со своими неповторимыми вокализациями, а также культовый афроамериканский композитор-гей Джулиус Истмен.
Фильм демонстрируется на английском языке с русскими субтитрами.
«Остров Эллис»
Режиссеры Мередит Монк, Боб Розен
США, 1982.
Предоставлено Video Data Bank, Школа Чикагского института искусств.
«Море в огне»
Лампедуза — остров площадью 20 квадратных километров в 70 милях от африканского побережья и 120 милях от Сицилии и по совместительству перевалочный пункт беженцев из Северной Африки. На момент создания «Моря в огне» (2016) через Лампедузу прошли около 400 000 человек — и примерно 15 000 из них погибли: утонули или стали жертвами обезвоживания и болезней. Итальянский документалист Джанфранко Рози (обладатель «Золотого льва» за «Священную римскую кольцевую», 2013) запечатлевает процедуры, через которые проходят спасенные беженцы, оказавшись на острове. Параллельно с этим он снимает повседневную жизнь нескольких жителей Лампедузы, в разной степени осведомленных о миграционном кризисе: от 12-летнего мальчика Самуэле, который, как и его отец, в будущем собирается стать моряком, но пока проводит дни, стреляя из самодельной рогатки по птицам и кактусам, до врача Пьетро Бартоло, осматривающего новоприбывших. Премьера изобретательной и неравнодушной картины Рози об одной из главных проблем современности состоялась на Берлинском кинофестивале 2016 года, где фильм был удостоен главного приза — «Золотого медведя». Впоследствии лента также получила премию Европейской киноакадемии и была номинирована на «Оскар».
Название фильма отсылает к миграционному кризису и к описанию военных действий на море, о которых бабушка Самуэле, ставшая свидетельницей Второй мировой, в какой-то момент рассказывает внуку. Рози пишет портрет мальчика крупными мазками: по своему хронометражу история Самуэле занимает примерно треть «Моря в огне» и представляет собой инициацию главного героя в мужской мир. На протяжении фильма он не только выбирается на ночную охоту с рогаткой, но и слушает рассказы отца-моряка о полугодовом пребывании в море, учит английский и лечит ленивый глаз. Все это, включая подражание Самуэле военным действиям, указывает на то, что в перспективе мальчик, возможно, присоединится к флоту, а значит, судьба нелегальных мигрантов окажется в его руках. Будущее Европы не столько противопоставлено текущему положению дел в Африке, сколько находится с ним в постоянном диалоге. Хотя Самуэле ни разу за весь фильм не встретится с беженцами (и даже не услышит о них), Рози выстраивает события таким образом, что заставляет зрителей (в первую очередь европейских) задуматься о том, какой вклад может сделать каждый из них. Примером стойкости для режиссера становится Пьетро Бартоло — главврач местной поликлиники, который несмотря на отчаяние при виде многочисленных погибших, продолжает помогать беженцам, а с 2019 года занимается активизмом на принципиально новом уровне — став депутатом Европейского парламента.
Фильм демонстрируется на итальянском и английском языках с русскими субтитрами.
«Море в огне»
Режиссер Джанфранко Рози
Италия, 2016.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.